Али-халк (Али-Илахи, Какай)

Религиозная исламская секта ахли-хакк, или али-илахи ("последователи истины" или Али) является преимущественно курдской. Раньше эта религиозная секта распространена главным образом в западной части Северо-Восточного Курдистана. Однако сегодня, что последователи этого вероучения живут в разных частях Курдистана (По данным материалов конца XIX в., последователей "людей истины" на всем Ближнем и Среднем Востоке насчитывали около 140 тыс. По подсчетам, в 60-х годах XX столетия приверженцы ахли-хакк распределялись следующим образом: в Афганистане - 300 тыс., в Ираке - 20 тыс., в Иране - 650 тыс. и в Турции - около 1 млн.).
Преследования, которым подвергались "люди истины" со стороны мусульманских властей и духовенства в странах Ближнего и Среднего Востока, придали их организации тайный, замкнутый характер. По той же причине они вели пропаганду своего учения тайно, в весьма ограниченных масштабах. Правящие круги Османской империи и Ирана, считая ахли-хакк еретиками, запрещали их и запрещали иностранцам путешествовать по территориям, населенным "людьми истины".
По мнению али-илахи, из семи воплощений бога одним был Али (четвертый халиф). Всякий раз божество сопровождали четыре ангела, каждый из которых представляет одно из качеств бога. Таким ангелом был и пророк Мухаммед в эпоху Али. Полное "раскрытие тайны" произошло, однако, не во времена Али, а при позднейших воплощениях - при Баба Хошине и султане Исхаке. Божество само поставило себя в подчиненное положение по отношению к главнейшему из своих спутников. "Люди истины" верят в метапсихоз. Они заключают между собой нечто вроде мистических договоров (иногда даже между представителями различных полов).
Ахли-хакк в Юго-Восточном Курдистане известны как какай, под этим названием они вошли в большинство научных работ.
Об истории создания секты какай лучше всего сказано в упомянутом тазкере. Как сказано в нем, основателем ее является сайид Ишак (впоследствии его стали именовать султан Ишак-Зохаб), который превратил Пирд-и-Вар (Пирд-и-Вар находился на правом берегу р. Сирван, где сегодня расположена деревня Шейхан (в Хавромани Лухун).) в свою резиденцию. Султан Ишак объединил три группы (по семи в каждой): Хафт тан, Хафтавана и Хафт Халифа, а затем и другие группы, из которых заслуживает упоминания Хафтад-у-Пир.
Каждый какай должен быть членом рода сейидов (в качестве ero пиpa) или рода далилов. У пиров и далилов имеются обязанности по отношению к последователям, а также и определенные права; они выполняют также и конкретные обрядовые функции. Однако это не обязательно знатоки теологии какай. Задача проповедования и обучения доверена так называемым каламхванам, которые могут быть из любого (из трех) сословий.
Теоретически каждый какай (за исключением, может быть, рода сейидов) может свободно выбирать своего пира и далила, однако на практике он, вероятно, будет зависеть от своего отца, а в случае смерти пира или далила принимает любое условие по завещанию мюрида своим сыновьям. Браки между людьми, состоящими в родстве с пиром, далилом или мюридом, не разрешаются.
Название "какай" правильно применять только в отношении сейидов, а не всей секты. В Юго-Восточном Курдистане наиболее значительной династией сейидов какай является династия Ибрагимов. Ахли-хакк являлась если не официальной, то полуофициальной религией в государстве Кара-Коюнлу.
Секта какай, по существу, является дервишским братством. Она не имеет канонического единства, а скорее напоминает федерацию объединенных подразделений. Существует 12 основных ханаданс или силсилай - ее ответвлений, но есть еще и другие.
Одной из основных догм ахли-хакк является вера в семь воплощений бога, которые олицетворяются с одеяниями, надеваемыми божеством: "стать воплощением" означает "прийти в одеянии". В каждом случае бог является в сопровождении четырех (или пяти) ангелов, с которыми он образует тесную группу. В соответствии с "Саранджам" в предзагробном мире (азал) божество было заключено в жемчужине. Первое его явление в мир было в лице Хавандагара - создателя мира, второе - Али. Начиная с третьего воплощения список их становится совершенно оригинальным, типичным для ахли-хакк. Первые четыре эпохи соответствуют стадиям религиозной науки: шариа, тарика, марифа и хакика. Представителем последней и наивысшей стадии является султан Зохак. Различие во мнениях существует относительно преемников султана Зохака.
Когда божественное существо вновь появляется в одном из семи "одеяний", ангелы являются воплощениями друг друга. Поэтому их имена взаимозаменяемы. Ангелы являются посланниками божества и созданием Хавандагара.
Вера в перевоплощение находит свою параллель в общей вере в метапсихоз. "Люди! Не бойтесь наказания смерти! Смерть человека подобна прыжку утки в воду": она погружается в одном месте, чтобы вынырнуть в другом. Ахли-хакк верят в переселение душ. Согласно их учению, человеческие существа должны пройти цикл из 1001 воплощения, в течение которого они будут вознаграждены за свои действия.
Обычаи ахли-хакк весьма оригинальны. На общих собраниях (джам-джам) "разрешаются все трудности". Собрания проходят через определенные промежутки времени и в связи с важными событиями. На них под аккомпанемент музыки читается молитва. В торжественных случаях (зикр) дервиши под звуки саза доходят до состояния экстаза, в котором проходят по горящим углям, берут их в руки и т.д.
На собраниях ахли-хакк обязательны жертвоприношения - надхр ва-нияз (животных мужского пола: рогатого скота, овец, петухов), а также пожертвование - хаир ва хизмат (приготовленной пищи, например, сахара, хлеба и т. д.). Ритуал жертвоприношения строго регламентирован. Мясо отделяется от костей, которые подлежат захоронению. Вареное мясо и другие пожертвования распределяются между присутствующими, при этом повторяются посвятительные формулы.
Каждый дервиш должен иметь духовника (муршида) . В процессе обряда cap сипурдан персоны, символизирующие пять ангелов, окружают ребенка, я священник разбивает мускатный орех (джавзи-бува) , который затем носится как амулет вместе с кусочком серебра (хавиза) .
С целью достигнуть морального совершенства заключаются союзы между мужчиной (или несколькими мужчинами) и женщиной, которых называют брат и сестра (шарт и икрар). Зимой строго соблюдается пост, который продолжается всего три дня в году (как у и езидов). Он сменяется праздником. Праздник барх боран (рассечение баранов) сопутствует посту. Навруз празднуется с большим воодушевлением.
Приверженцы ахли-хакк верят, что человек за грехи возрождается к более тяжелой жизни. Души же праведников, дошедшие до ранга пиров, возвращаются в небесное лоно, породившее их.
Религия ахли-хакк типично синкретическая. Она имеет общие черты с религией нусайритов (алавитов). Однако в отличие от секты алавитов у "людей истины" культ Али полностью заслоняется культом султана Зохака. Другим характерным элементом ахли-хакк являются обряды дервишей суфи: выборы пиров, распределение пищи, братские союзы и т. д. Здесь же хочется заметить, что приверженцы ахли-хакк - представители главным образом беднейших слоев курдистана: кочевники, сельские жители, городские бедняки, рядовые дервиши и т. д. Вероятно, происходит, это от внушаемой ученикам надежды, что в день "страшного суда" султаны будут наказаны.